Ремонт Автомобилей своими руками, без СТО

Замена тормозных колодок

Перед автовладельцами постоянно стоит выбор: поехать на сто или произвести замену тормозных колодок своими руками. Если есть время и желание сэкономить, большинство выбирает ремонт автомобилей без СТО.

Новые тормозные колодки
Колодки тормозные Mintex с прижимными усиками

Процедура замены тормозных колодок практически идентична для всех марок и модификаций. Принцип действия системы одинаков, различия лишь в конструкциях автомобилей. Для ознакомления с особенностями производители выпускают руководство по замене для каждой марки и модели.

Устройство тормозной колодки

Тормозная колодка состоит из каркаса и фрикционной накладки. Фрикционная накладка выполняет торможение колёс путём трения о тормозной диск. Фрикционные накладки тормозных колодок подвергаются быстрому износу.

Основная нагрузка при торможении приходится на передние тормозные колодки. По этой причине замена передних тормозных колодок производится в 2-3 раза чаще задних.

Виды тормозных колодок

Выделяют два вида конструкций тормозных колодок: барабанные и дисковые. Восемьдесят процентов современных легковых автомобилей оснащаются дисковыми тормозными механизмами на передних колёсах и барабанными колодочными — на задних.

Дисковые тормоза отличаются меньшим временем срабатывания, меньшей массой и лучшим охлаждением (открытая конструкция, вентилируемые диски) в сравнении с барабанными тормозами. Дисковые фрикционные накладки имеют меньшую площадь и на них приходится большее давление. Механизм дисковых тормозов не защищён от попадания пыли и грязи.

Диагностика износа

Для диагностики износа тормозных колодок не нужно ехать на СТО. Существует три метода определения износа.

  • Технический метод. Производители оборудуют современные автомобили датчиками износа колодок. При превышении уровня допустимого износа на приборной панели появляется предупреждение.
  • Визуальный метод. Уменьшение уровня тормозной жидкости и наличие на колёсном диске угольной пыли с металлической стружкой.
  • Динамический метод. Показатели износа тормозных колодок:
    1. биение в момент резкого торможения;
    2. провал педали при торможении;
    3. резкое срабатывание тормозов;
    4. скрип метала при торможении.

Определить износ колодок не составит труда. Важно не затягивать с заменой после диагностирования неполадки.

Замена задних тормозных колодок на барабанных тормозах

Замену необходимо производить на остывшем автомобиле.

  1. Ослабить ручник.
  2. Отвернуть направляющие штифты и снять тормозной барабан. Маловероятно, что получится снять руками — нужно постучать по барабану с торца.
  3. Достать направляющую пружину из зацепления с колодкой.
  4. Снять переднюю колодку и разжимную планку.
  5. Отсоединить направляющую пружину от задней тормозной колодки, вывести рычаг ручного тормоза из наконечника троса.
  6. Достать направляющую пружину. Демонтировать шайбу, рычаг и ось.
  7. Переставить рычаг на новую колодку.

Сбор конструкции производить в обратном порядке.

Замена колодок на дисковых тормозах

Процедура замены на дисковых тормозах отличается от барабанных. Для проведения замены помимо стандартного инструмента (ключей и отвёрток) потребуются специальные съёмники. Съёмники индивидуальны для каждой марки.

  1. Поддамкратить автомобиль.
  2. Ослабить трос ручника.
  3. Освободить ручник.
  4. Выбить разводные штифты и снять стопорную пружину.
  5. Снять тормозные колодки и прокладки.
  6. Очистить поверхность суппорта.
  7. Втолкнуть поршни тормозного цилиндра на место.
  8. Установить тормозные колодки. Обе стороны прокладки смазать силиконовой смазкой.

В случае снятия тормозной трубки с суппорта — долить жидкость и прокачать тормоза.

Замена передних тормозных колодок

Перед началом процедуры необходимо поднять перед авто с помощью домкрата и снять колесо.

  1. Достать тормозной шланг из крепления.
  2. Отжать тормозной поршень.
  3. Открутить болт крепления скобы суппорта.
  4. Убрать скобу.
  5. Заменить тормозные колодки.

После замены важно протестировать колодки на низкой скорости.